Михайлова Елена Анатольевна

рабочая программа

Рабочая программа «Развитие речи» во второй группе раннего возраста

елена михайлова 
Рабочая программа «Развитие речи» во второй группе раннего возраста

Пояснительная записка

Направленность программы.

Содержание данной программы направленно на овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми и формирование интереса и потребности в чтении через решение следующих задач: развитие свободного общения с детьми и взрослыми; развитии всех компонентов устной речи; практическое овладение нормами речи; приобщении к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Актуальность.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. Художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал оказывает очень большое влияние на развитие интеллектаречи, позитивного отношения к миру.

Цель: развивать речь, как средство общения, обогащать пассивный и активный словарь детей; учить слушать литературные произведения и по возможности договаривать слова и фразы из знакомых произведений.

Задачи:

Развитие понимания детьми речи и активизировать словарь на основе расширения ориентировки детьми в ближайшем окружении.

- Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, различных частей речи несложных фраз.

- Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

- Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги.

- Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы без показа, помогать отвечать на вопросы.

- Способствовать освоению диалогической формы речи, учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них.

Возраст детей: 2-3 года.

Сроки реализации программыпрограмма рассчитана на один год обучения.

Форма обучения по данной программе:

- фронтальные занятия;

подгрупповые занятия;

- индивидуальные занятия;

- досуг;

- интегрированные занятия.

Количество занятий: общее –75, в неделю –1, длительность одного занятия – 15 минут.

Прогнозируемые результаты освоения программы:

- может поделиться информацией, пожаловаться на неудобства и действия сверстников;

- сопровождает действия игровые и бытовые действия;

- слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения;

- слушает небольшие литературные произведения и при повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы;

- рассматривает иллюстрации в знакомых книжках.

Формы подведения итогов реализации программы:

- диагностика речевого развития ребенка;

- итоговое занятие.

Календарно – тематическое планирование

Дата Регламентированная деятельность Реализация тем в нерегламентирован-ной свободной

деятельности

месяц неделя Тема организованной обра-

зовательной деятельности Программные задачи Методическое

обеспечение

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1 Путешествие по территории участка. Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их. Ист. 1с. 26 д/и «на нашем участке».

Рассматривание иллюстраций.

Повторение знакомых потешек. Напомнить детям знакомые потешки, вызвать желание слушать их еще раз. Ист4с. 7—9

2 Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко. Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы, поупражнять в проговаривание фраз, произносимых при прощании с мамой. Ист1,с29

Знакомство с куклами.

Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко.

(Повторение). Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы, поупражнять в проговаривание фраз, произносимых при прощании с мамой. Ист1,с29

3 Узнай и назови овощи. Учить детей узнавать овощи, называть их, активизировать в речи детей слово много. Ист. 3№17с. 49 д/и «Что растет на грядке».

Чтение «Огуречик – огуречик…»

Овощи. Развивать навык фразовой речи, учит отвечать на вопросы, способствовать усвоению обобщающего понятия овощи. Ист. 2 №1с. 17

4 Сказка «Репка». Д/у «Кто что ест?» «Скажи «а» Напомнить детям сказку «Репка», вызвать желание рассказывать ее, уточнить представление детей о том, какое животное что ест, активизировать в речи глаголы лакать, грызть, есть, учит отчетливо произносить [a] Ист. №3c.33 д/и «Поручение»«Лошадки»

речевая п/и «Помидор»

Овощи. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и правильно выполнять его инструкции, отвечать на вопросы, вызывать речевую активность. Ист. 1№3с. 19

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1 Фрукты. Развивать навык фразовой речи, учит отвечать на вопросы, способствовать усвоению обобщающего понятия фрукты, вслушиваться в рифмованную речь педагога, формировать фонетико – фонематическую базу. Ист. 2№2с. 22

Д/и «Предметы и картинки»

Фрукты. Активизировать речевую деятельность детей, учить выполнять двухступенчатые рифмованные инструкции, формировать фонетико – фонематическую базу. Ист. 2№3с. 22

2 Спала кошка на крыше

Л. Н. Толстой Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения, упражнять в отчетливом произношении [и,а,иа]. Ист. 1№5с. 36

Д/и «На нашем дворе»

Чтение песенки «Разговоры» Закрепить правильное произношение [у]. Ист. 1№7с. 37

3 Осень. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, способствовать усвоению обобщающего понятия осень. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя, обращать внимание на сезонные изменения в природе. Ист. 2№1с. 23 Чтение стихотворений об осени.

т/и «Листочки в садочке»

Осень. Развивать навык фразовой речи, усвоений понятий один, два, много, ни одного. Учить координировать речь с движениями. Ист. 2№3с. 25

4 Рассматривание картины «Спасаем мяч» Учить детей понимать, что изображено на картинке, отвечать на вопросы. Ист. 1№8с. 38. т/и «Коза рогатая».

Чтение К. Ушинский «Васька», Берестов «Коза».

Л. Н. Толстой «Был у Пети и Миши конь». Совершенствовать умение детей слушать произведение без наглядного сопровождения. Ист. 1№6с. 37.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1 Д/и «Это я придумал». Чтение «Пошел котик на торжок…» Закрепить умение детей объединять действием 2-3 любые игрушки, развивать навык фразовой речи, познакомить с народной потешкой. Ист. 1№3с. 43. д/и «Коровка дай молочка».

Сюжетно-ролевая игра «Обитатели нашего двора».

Д/у «Ветерок», чтение А, Барто «Кто как кричит» С помощью султанчиков учить медленно выдыхать воздух через рот, познакомить детей со стихотворением загадкой. Ист. 1№2с. 42.

2 Чтение «Козлятки и волк» Познакомить с новой сказкой, вызвать желание поиграть в сказку. Ист. 1№5с. 45. Рассматривание картин «Дом. животные».

Рассматривание иллюстраций.

Домашние животные и их детеныши.

Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу?»

Развивать навык фразовой речи, учить строить предложения с предлогом с, побуждать детей к активному высказыванию.

Познакомить детей с новым произведением. Ист. 2№!с. 35.

Ист. 1№2с. 53.

3 Рассматривание картины «Таня и голуби». Учить детей понимать, что изображено на картинке, отвечать на вопросы. Ист. 1№7с. 47. н/т «Курочка ряба».

т/и «Выходили утята на лужок».

Д/и. «Кто пришел? Кто ушел?» Чтение «Наши уточки с утра…» Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, учить различать и называть птиц. Ист. 1№1с. 41.

4 Одежда. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, способствовать усвоению обобщающего понятия одежда, учить выполнять двухступенчатые рифмованные инструкции, правильно употреблять предлог в. Ист. 2№1с. 57. С-р/и. «Куклы пришли с прогулки»

Воронько «Обновки»

Одежда. Развивать речь в процессе выполнения действий с предметами, обогащать словарь существительными в уменьшительно-ласкательной форме. Ист. 2№2с. 58.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1 Л. Н. Толстой «Три медведя». Познакомить детей с новым произведением. Ист. 1 №1с. 60. Д /и. «Кто за елкой?»

Д /и. медведь чинит автомобиль».

Дикие животные. обогащать активный словарь, учить внимательно слушать рифмованную речь и запоминать короткий текст, развивать навык фразовой речи. Ист. 2№1с. 35.

2 Рассказывание без наглядного сопровождения. Развивать способность понимать содержание без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте. Ист. 1№3с. 61. Т /и. «Звери встречают Новый год»

Чтение «Теремок»

Дикие животные и их детеныши. Развивать навык фразовой речи, учить строить предложения с предлогом с, побуждать детей к активному высказыванию. Усвоений понятий один, два, много, ни одного.

Ист. 2№2с. 42.

3 Кто позвал? Д/и. «Зима». Учить различать на слух звукоподражательные слова, узнавать сверстников по голосу, рассматривать картинки. Ист. 1№3с. 61. Суриков «Зима».

Д /и. «Разные кружки для лисы и зайца»

Зима. обогащать активный словарь, учить внимательно слушать рифмованную речь и запоминать короткий текст, развивать навык фразовой речи. Способствовать усвоению обобщающего понятия зима, обращать внимание на сезонные изменения в природе. Ист. 2№1с. 47.

4 Чтение стихотворений про Новый год. Познакомить детей с новыми произведениями. Ист3.

Новогодний праздник.

Нарядим елочку. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, учить внимательно слушать рифмованную речь Ист. 2№3с. 52

Я

Н

В

А

Р

Ь

1 Зимние забавы. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, учить строить предложения с предлогом на. Ист. 2№1с. 50. Тайц «Поезд».

«Ледяное царство.»

Зимние забавы. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, помогать правильно употреблять существительные в дательном падеже. Ист. 2№2с. 51.

2 Корзина с игрушками. Способствовать усвоению обобщающего понятия игрушки, развивать навык фразовой речи. Ист. 2 №1с. 8 Д /и. «Знакомство с матрешкой».

Д /и «Машина везет мебель в новый дом».

Мы на стульчиках сидим, на игрушки глядим. Способствовать усвоению обобщающего понятия игрушки, развивать навык фразовой речи. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя. Ист. 2№1с. 12

3 Игрушки в гостях у ребят. Формировать способность к диалоговой речи, учить отвечать на вопросы. Ист. 5№3с140 Игра «Прятки с игрушками».

А. Барто «Игрушки».

Выбираем игрушки для прогулки. Учить внимательно слушать и наблюдать, обогащать словарь по теме. Ист. 5№3с192

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1 Потешка «Наша Маша маленька…», С. Капутикян «Маша обедает». Познакомить детей с новыми произведениями. Ист. 1№3с67. Д /и. «Моем посуду».

«Федорино горе».

Посуда. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, способствовать усвоению обобщающего понятия посуда, учить внимательно слушать рифмованную речь Ист. 2№1с53.

2 Д /и. «Устроим кукле комнату»Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, способствовать усвоению обобщающего понятия мебель. Ист. 1№4с62 Д /и «Матрешки ложатся спать»

Конструирование «стол и стул»

Мебель в нашей группеРазвивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, способствовать усвоению обобщающего понятия мебель. Ист. 5№1с144.

3 Дикие животные жарких стран. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, учить внимательно слушать рифмованную речь. Ист. 2№2с45 Д /и «Зоопарк».

С. Маршак «Зоосад»

Дикие животные жарких стран. Развивать навык фразовой речи, закреплять названия экзотических животных. Ист. 2№3с46

4 Д /у. «Чья мама? Чей малыш?» Учить детей правильно называть дом. животных и их детенышей, угадывать животное по описанию. Ист. 1 №7с65 К. Ушинский «Петушок с семьей».

Т /и. «Мамины помощники».

Рассматривание картины «В гостях». Учить детей понимать, что изображено на картинке, отвечать на вопросы. Ист. 1№7с58

М

А

Р

Т

1 Добрый вечер мамочка. Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, что сказать ей. Ист. 1№6с45 Е. Благина «Посидим в тишине».

Т /и. «Мама согревает».

Чтение стихотворений о маме. Познакомить детей с новыми произведениями. Ист. 3

2 Транспорт. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, способствовать усвоению обобщающего понятия транспорт, учить координировать речь с движениями, запоминать рифмованный текст. Ист2№1с81 Т /и. «Вот поезд наш едет».

Т /и. «Плывут кораблики».

Транспорт. Учить координировать речь с движениями, запоминать рифмованный текст. Учить конструировать машину. Ист. 2№2с82

3 Рассматривание картины «Чудо – паровозик». Учить детей понимать, что изображено на картинке, отвечать на вопросы. Ист. 1№2с74. Наблюдение за машинами.

Д /и. «Машина хочет быть чистой».

Как машина зверят катала. Продолжать учить участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, отчетливо произносить [э] Ист. 1№6с77.

4 Что делает шофер? Познакомить с профессией шофера, Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь ист. 5№1с222 Б. Заходер «Профессии».

С-р /и. «Почтальон принес посылку».

Профессии. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, способствовать усвоению представлений о профессиях. Ист. 2№2с79.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1 Профессии. Познакомить с профессией строителя, учить внимательно слушать рифмованную речь. Ист. 2№3с80 Д /и «Делаем покупки».

К. Чуковский «Путаница» Познакомить детей с новыми произведениями. Ист. 1№3с75

2 Кому что нужно? Упражнять детей в название предметов и их качеств, соотнесении орудий труда с профессией. Ист. 4№99с111 Рассматривание предметов труда.

д /и. «Где предметы?»

Предметы труда. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, учить внимательно слушать рифмованную речь. Закреплять знания по теме. Ист. 2№3с77

3 Дом и предметы быта. Развивать навык фразовой речи, закреплять названия предметов домашнего обихода, учить отвечать на вопросы, координировать речь с движениями. Ист. 2№2с73 Игра «Домашние заботы».

С-р/и. «Кому что?»

Купание куклы. Развивать навык фразовой речи, закреплять названия предметов, действий, качеств. Ист. 1№6с83

4 Сельская песенка. Закреплять знания по теме, развивать навык связной речи, познакомить детей с новыми произведениями. Ист. 5 №2с203

Здравствуй весна.

Плещеев «Травка».

Весна. Закреплять знания по теме, развивать навык связной речи, учить координировать речь с движениями. Ист. 2№2с85

М

А

Й

1 Ч. Янчаровский «Друзья». Познакомить детей с новым произведением. Ист. 1№4с81 Рассматривание иллюстраций.

А. и П. Барто «Девочка ревушка» Познакомить детей с новым произведением. Ист. 1№1с85

2 Растения. Способствовать усвоению обобщающего понятия растения, запоминать рифмованный текст. Ист. 2№1с88

Наблюдение за растениями на прогулке.

Игра «Что растет в лесу.

Растения. Развивать навык фразовой речи, усвоений понятий один, два, много, ни одного, учить внимательно слушать рифмованную речь. Ист. 2№3с89

3 Комнатные растения в нашей группе. Помочь запомнить и правильно называть части растений, объяснять, что растения растут, «пьют» воду, что с ними следует обращаться осторожно. Ист. 5№1с79 А. Толстой «Колокольчики мои…»

Рассматривание одуванчиков.

Рассматривание комнатных растений. Помочь запомнить и правильно называть части растений, объяснять, что растения растут, «пьют» воду, что с ними следует обращаться осторожно. Ист. 5№3с198

4 Насекомые. Развивать навык фразовой речи, обогащать активный словарь, учить внимательно слушать рифмованную речь. Ист. 2№3с92

Наблюдение за насекомыми.

В. Бианки «»Лис и Мышонок». Познакомить детей с новым произведением. Ист. 1№6с89

Список литературы.

1 Гербова В. В. Занятия по развитию речи. - М., Мозаика—Синтез, 2008.

2 Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2 – 3 лет. - М., Мозаика—Синтез, 2007.

3 Гербова В. В., Ильчук К. А. Книга для чтения в д/с. и дома – М. Оникс,2005.

4 Гербова В. В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – м., Просвещение, 1986.

5 Власенко Н. П. Комплексные занятия. – В. ; Учитель, 2010.

24 апреля 2017 в 10:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.